Секция «Идентификационные практики в науке и образовании»

Модератор: И.В. Черказьянова (Санкт-Петербург, Россия)

Эксперт-дискутант: Пол Джозефсон (Уотервилл, США)

Ученые и преподаватели – это относительно немногочисленные, но обладающие ярко выраженными идентификационными признаками категории общества. Уже начиная с XVIII столетия, эти социальные группы играли заметную роль в жизни европейского общества и часто выступали маркером протекавших в государстве политических и социальных процессов. Обращение к указанному предмету имеет фундаментальное и прикладное значение, позволяя восполнить один из пробелов в комплексном анализе социальной истории XVIII – начала XXI вв. Применительно к России, рассматриваемый период – время неоднократных попыток проведения модернизации страны, как «сверху» (ускоренное развитие страны в условиях петровских преобразований, отмененного крепостного права; «сталинская модернизация»; обновление общественно-политической системы в конце XX в.), так и «снизу» (первая русская революция, приведшая к модернизации политической системы). Далеко не пассивную роль в названных модернизационных процессах играли представители вузовского профессорско-преподавательского корпуса, учительского и академического сообществ.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Идентификационные практики в науке и образовании в истории и современности.
  2. Корпоративная идентичность отечественных вузовских преподавателей, учительского и научного сообществ в XVIII – начале XXI вв.
  3. Государственная политика как фактор формирования профессиональной идентичности научно-педагогического сообщества.
  4. Кризисы корпоративной идентичности научно-педагогического сообщества.
  5. Проблема миграции ученых.